14.06.2011

Современное судостроение: ЛЕД ТРОНУЛСЯ…

Россия, три четверти границ которой являются морскими, имеет огромный опыт создания кораблей и судов различных типов и назначений. В настоящее время одним из активно развивающихся направлений в судостроении является проектирование и постройка судов для обеспечения водолазных и подводно-технических работ.

 2009 и 2010гг. стали поистине революционными в области водолазногои аварийно-спасательного судостроения. Спустя почти 30 лет водолазные и спасательные службы ВМФ и гражданских ведомств стали пополняться современными судами и катерами, оснащенными по последнему слову техники. 

В 2009г. заложены, построены и в 2010 г. спущены на воду четыре рейдовых водолазных катера на заводе «Нижегородский теплоход», на Ярославском судостроительном заводе — морское водолазное судно пр.SDS08 с первым в России судовым водолазным комплексом для проведения водолазных работ на глубинах до 100 м, на Невском судостроительно-судоремонтном заводе — многофункциональное аварийно- спасательное судно пр.MPSV07 с мобильным водолазным комплексом на 60 м.

 В 2010г. заложены три рейдовых водолазных катера, строятся два морских водолазных судна, на Амурском судостроительном заводе заложен еще один многофункциональный спасатель для Дальневосточного региона. 

Компания ОАО «Тетис Про» внесла свой вклад в создание эффективного оборудования для водолазных и других судов и катеров.

 Головное морское водолазное судно пр.SDS08 — «Стольный град Ярославль»— спущено на воду 12 августа 2010г. Технорабочий проект судна разработан ЗАО «Морское Инженерное Бюро», рабочая конструкторская и технологическая документация— ООО ПКБ «Петробалт», а проектирование, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию водолазного комплекса осуществила компания ОАО «Тетис Про». Опыт и мастерство специалистов ОАО «Ярославский судостроительный завод» позволили построить судно менее чем за год— судно было заложено 28 августа 2009г.

 «Стольный град Ярославль» предназначен для участия в спасательных, судоподъемных и гидротехнических работах при волнении моря до 3 баллов. Это судно оснащено самым новым и передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ на глубинах 60 и 100 м в шланговом снаряжении с применением воздуха и дыхательных газовых смесей (ДГС) для дыхания соответственно. 

Водолазные спуски могут проводиться во всех типах водолазного снаряжения— легководолазном, вентилируемом. От переохлаждения на больших глубинах используется водообогреваемое снаряжение с применением установки водообогрева.

На судне установлен водолазный полуколокол, который, выполняя функцию лифта, доставляет трех водолазов— двух работающих и одного оператора— на необходимую глубину. Полуколокол оснащен системой газораспределения и подачи газов, системой внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, кислородной стационарной дыхательной системой с полумасками, системой связи с гелиевым корректором речи. 

Успешно прошедшие осенью 2010 г. государственные испытания позволили Северо Каспийскому управлению АСПТР получить в свое распоряжение современное спасательное морское судно, которое способно решать весь спектр аварийно-спасательных, водолазных и подводно-технических работ в бассейне Каспийского моря.

 Успех государственных испытаний головного судна пр.SDS08 дал толчок для создания серии таких судов. Спуск на воду второго судна «Ростов Великий», построенного по заказу ФГУ «Госморспас служба» (ГМСС), состоялся 21 апреля этого года, а с 25 мая начались ходовые заводские и государственные испытания. 

Третье судно серии— «Углич» (заводской номер203)— заложено 16 марта 2010 г. Таким образом, спасательный флот ГМСС пополнится новыми судами, которые позволят повысить эффективность и безопасность операций. 

Другим важным событием стало создание противодиверсионного катера нового поколения «Грачонок» для ВМФ. Катер, спроектированный нижегородским конструкторским бюро «Вымпел», построен на верфи ОАО «Зеленодольский завод им.А.М.Горького» в 2009 г. 

Противодиверсионный катер «Грачонок» оснащен современным радиоэлектронным вооружением, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», разработанный инженерами ОАО «Тетис Про» и предназначенный для: 
  •  проведения гидролокационного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м на ходу катера и волнении моря до 3 баллов; 
  • обследования дна на глубине до 200 м на ходу катера и волнении моря до 3 баллов; 
  • гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата; 
  • разметки работ поиска и обозначения обнаруженных объектов гидроакустическими маякамиответчиками с привязкой к географическим координатам; 
  • отображения в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, обработки и сохранения полученной информации. 

В 2008г. для катера «Грачонок» был специально разработан судовой водолазный комплекс, предназначенный для обеспечения водолазных спусков, аварийно-спасательных и подводно-технических работ, лечения в барокамере специфических заболеваний, полученных водолазами. В состав этого водолазного комплекса входит барокамера РКУМу, оснащенная системой газоснабжения, включающей в себя ряд подсистем, таких как: 
  • воздухоснабжения; 
  • дозированной подачи кислорода в отсек барокамеры; 
  • кислородная стационарная дыхательная система (СДС) для проведения лечебной рекомпрессии по кислородным режимам;
  • система подачи гелия в отсек барокамеры для создания дыхательной газовой среды (ДГСр) при проведении лечебных рекомпрессий тяжелых форм специфических заболеваний водолазов. 

Запасы воздуха и сжатых газов судового водолазного комплекса обеспечивают проведение водолазных работ на глубинах до 60 м в вентилируемом снаряжении, проведение декомпрессии в воде или в барокамере, а также лечебных рекомпрессий по всем режимам «Правил водолазной службы ВМФ» (ПВС ВМФ2002). 

В заключении следует отметить, что водолазное сообщество и гражданский флот России продолжают испытывать дефицит в специализированных современных судах, кораблях и катерах. Для комплексного решения проблем отечественного гражданского судостроения Правительством РФ принята целевая долгосрочная программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009— 2016годы». Среди целей программы — повышение отечественного научно-технического и проектного потенциала, создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники. Такой подход даст возможность принципиально изменить конкурентную позицию гражданского судостроения России на Мировом рынке, а также обеспечит специальные службы страны современной надежной техникой.

К списку статей...