15.12.2010

Первый в России судовой водолазный комплекс на 100 метров.

Отбушевали прения участников Первого Съезда водолазов России, состоявшегося 25 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге. Обсудили проблемы несовершенства законодательной базы по водолазной подготовке, медицинского и пенсионного страхования и многое другое, что отличает наше водолазное сообщество от продвинутого Запада и даже Востока.  

Несмотря на множество обозначенных проблем, никто из участников Съезда не смог возразить против того, что 2009 и 2010 годы стали поистине революционными в области водолазного и аварийно-спасательного судостроения России.

В 2009 году были заложены, в 2010 году построены и спущены на воду:  4 рейдовых водолазных катера - на заводе «Нижегородский теплоход»; морское водолазное судно проекта SDS08 - на «Ярославском судостроительном заводе», с ПЕРВЫМ в РОССИИ судовым водолазным комплексом, обеспечивающим проведение подводных работ на глубине до 100 метров; многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 - на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» - с мобильным водолазным комплексом для работы на глубине до 60 метров.  

В 2010 году закладываются еще три рейдовых водолазных катера, строятся два морских водолазных судна, заложен ещё один многофункциональный спасатель на «Амурском судостроительном заводе». Спустя почти 30 лет простоя водолазный и спасательный флот стал пополняться современными судами и катерами, оснащенными по последнему слову техники. Как говорил великий комбинатор: «Лёд тронулся…»

Сегодня мы хотим ознакомить вас с уникальным, первым в современной России судовым водолазным комплексом (СВК), обеспечивающим проведение подводных работ на глубине до 100 метров, размещенным на морском водолазном судне «Стольный град Ярославль» проекта SDS08, построенном ОАО «Ярославский судостроительный завод».

Проект головного водолазного судна SDS08 разработан ЗАО «Морское инженерное бюро-дизайн СПБ». Разработку проекта, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию водолазного комплекса осуществляло ОАО «Тетис Про». 

Судно было заложено 28 августа 2009 года, спущено на воду 12 августа 2010 года. На торжественной церемонии спуска присутствовали Генеральный директор ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» А.Я. Паперный, Заместитель руководителя – главный инженер ФГУ «Госморспасслужба» С.А. Белов, Генеральный директор Ярославского судостроительного завода В.Н. Прудыус, другие официальные лица, а также руководители ОАО « Тетис Про» - Коммерческий директор Ю.Н. Горев и директор Департамента подводно-технического оборудования А.А. Кайфаджян.

«Стольный град Ярославль» сдан Заказчику 25 октября 2010 г. и будет нести службу в соста-ве Северо-Каспийского Управления АСПТР ФГУ «Госморспасслужба России».

В марте 2010 года журнал «Гидро- техника» опубликовал статью с описа- нием возможностей и основных эле- ментов оборудования судового водо- лазного комплекса. Остановимся под- робнее непосредственно на СВК, установленном на морском водолазном судне «Стольный град Ярославль».
Судно предназначено для проведения водолазных и подводно-технических работ на глубинах до 60 м с применением для дыхания воздуха и на глубинах до 100 м с применением для дыхания газовой смеси (КАГС). «Стольный град Ярославль» может участвовать в спасательных, судопо- дъемных и гидротехнических работах при волнении моря до 3 баллов.

СВК обеспечивает проведение водолазных спусков и работ двух смен водолазов (по три водолаза в смене). Применяется в следующих целях:
- обеспечение дыхания воздухом в шланговом снаряжении (расход до 120 л/мин, глу-бина до 60 м,  экспозиция на грунте до 60 мин).
- проведение водолазных спусков 3 водолазов  в шланговом снаряжении (с примене-нием для дыхания газовых смесей, глубина до 100 м, экспозиция на грунте до 40 мин).
- проведение декомпрессии в воде.

Оборудование комплекса обеспечивает проведение любых видов подводно-технических ра-бот, включая грунторазмывочные, подъемные и сварочные. Водолазные спуски могут проводиться при использовании всех типов водолазного снаряжения, включая вентилируемое, а также в водообогреваемом водолазном снаряжении с применением установки водообогрева.  

В ходе первого этапа государственных испытаний в акватории Ярославского судо-строительного завода группой водолазов во главе с главным водолазным специалистом ФГУ «Госморспасслужбы России» С. Смольским были проверены все системы комплекса. В част-ности, был проведен первый в России спуск водолазов в «мокром» колоколе. Руководил спуском начальник службы подводно-технических работ Северо-Каспийского Управления АСПТР Заки Закиев.

Колокол рассчитан на спуск трех человек – двух работающих водолазов и одного оператора колокола и оснащен системой газораспределения и подачи газов, системами внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, системой кислородных дыхательных BIBS-масок, системой связи с гелиевым корректором речи. Спуск водолазного колокола осуществляется с помощью спускоподъемного устройства (СПУ), которым управляет оператор.

Обеспечение водолазов воздухом или дыхательной смесью управляется с интегрированного пульта управления водолазным комплексом. Компоновка пульта обеспечивает воз-можность управления всеми технологическими процессами с одного рабочего места.
Интегрированный пост управления предназначен для:
- управления спуском/подъемом водолазного полуколокола;
- подачи воздуха и кислорода к водолазному полуколуколу;
- подачи газов (воздуха, гелия и кислорода) к барокамере;
- связи с водолазами, находящимися под водой и в барокамере;
- видеонаблюдения и контроля работы водолазов под водой и находящихся в барока-мере;
- контроля и видеонаблюдения за  проведением спуска водолазного полуколокола.

Пульт управления находится на водолазном посту. К пульту подведены необходимые коммуникации - трубопроводы и электропитание.
Безопасность спусков обеспечивается наличием двухотсечной поточно-декомпрессионной барокамерой. Барокамера позволяет проводить одновременную декомпрессию двух смен водолазов под разными давлениями; а также обеспечивает проведение воздушных, кислородных и гелиевых режимов лечебной рекомпрессии в барокамере; проведение тренировочных спусков водолазов; прием или эвакуацию пострадавшего  из транспор-табельной барокамеры в стационарную без снижения давления.

Подачу сжатого воздуха на воздухораспределительные щиты поста управления и заполнение воздухохранилищ обеспечивают 3 стационарных компрессора специального морского исполнения, предназначенные для установки на суда. Компрессоры характеризуются усиленной вибро- и ударозащищенностью, способностью работать в условиях качки до 300 и стойкостью к коррозии в морских условиях.  

Испытания прошли успешно. Северо-Каспийское Управление АСПТР  получило в распоряжение современное спасательное морское судно, которое позволит не только обеспе-чивать безопасность мореплавания в Северо-Каспийском регионе, но и проводить подводные работы любого уровня сложности. Второй этап государственных испытаний, в ходе которых будут проведены водолазные спуски на предельные рабочие глубины, запланирован на весну следующего года. Испытания пройдут на Каспийском море, на базе Северо-Каспийского Управления.

Желаем успеха и новых достижений!


К списку новостей...